Воскресенье, 3 ноября

Организация онлайн-курса: пошаговая инструкция для бизнеса

[ad_1]

Компании запускают онлайн-обучение для развития сотрудников и бизнеса. С его помощью сокращают текучесть персонала, поднимают уровень сервиса, увеличивают продажи и прибыль. На помощь компаниям приходят онлайн-курсы, которые решают эти задачи и помогают обучать сотрудников на расстоянии

Если упрощённо, онлайн-курс — это сборник учебных материалов на одну тему. Сотрудники могут пройти его на учебном портале через смартфон или компьютер. Для этого нужен только доступ в интернет.

Организация онлайн-курса — это сложный процесс. Чтобы обучение работало и приносило пользу бизнесу, важно изучить целевую аудиторию, выбрать сервис для публикации и формат курса.

В статье по шагам разберём работу над онлайн-курсом и покажем, как создать свой на платформе iSpring Learn.

Так выглядит курс в iSpring Learn

Собрать онлайн-курс можно из готовых инструкций, которые есть в каждой компании

Зачем бизнесу онлайн-курсы

Организация онлайн-курсов помогает компаниям уменьшить затраты на обучение, развивать сотрудников из разных филиалов по единым стандартам и быстрее адаптировать новичков. Вот главные причины, по которым компании внедряют онлайн-курсы.

Сэкономить на очных тренингах. Чтобы обучать сотрудников из разных филиалов по России, компании обычно оплачивают услуги тренеров, командировочные, билеты на самолет и гостиницу, аренду помещения под занятия. Это затратно.

Онлайн-обучение помогает избежать лишних расходов. Достаточно один раз записать курс и назначить сотрудникам. Оплачивать больше ничего не придётся.

Ускорить адаптацию новичков. Когда стажёр приходит на работу, HR-специалист или наставник вводит его в курс дела: рассказывает о компании и стандартах работы.

Можно упаковать нужную на старте информацию в онлайн-курс и назначать новичкам. Так наставникам не придётся повторять каждому стажёру одно и то же, а адаптация новичков встанет на поток.

Обучать по единым стандартам. Каждый наставник или тренер учит в своей манере. Поэтому сотрудники по-разному рассказывают клиентам о продуктах и продают их. Качество сервиса меняется от точки к точке, а клиенты возвращаются реже.

Онлайн-курсы позволяют одинаково доносить материал. Это систематизирует обучение в компании и помогает держать качество сервиса на одном уровне.

Держать в курсе событий. Чтобы рассказать о новом продукте, акции или изменении в стандартах, достаточно собрать курс. Информацие не потеряется у сотрудников на почте и все ознакомятся с изменениями. А руководители увидят, кто изучил новость, по отчётам о курсе.

Ещё по теме:

Как запустить онлайн-обучение за 7 шагов
Как создать электронный курс с нуля

Шаг 1. Определить цель онлайн-курса

У любого онлайн-курса есть две целевые аудитории, интересы которых важно учитывать. Первая — заказчики, которые оплачивают работу. Например, руководитель отдела продаж или HR-департамента, которые хотят ускорить ввод новичков в должность. Вторая ЦА — сотрудники, которые будут учиться и хотят не тратить на это много времени.

Важно, чтобы курс решал задачи компании и команды. Иначе есть риск, что сотрудники начнут саботировать обучение или проект не принесёт результата, на который рассчитывал бизнес.

Цель бизнеса. Определить, какие задачи должен решить онлайн-курс, поможет методология Джека Филлипса, директора организации по развитию бизнеса ROI Institute и эксперта в области управления персоналом.

Согласно методологии, главная цель любого бизнеса — увеличение прибыли. Чтобы этого добиться, стоит разбить цель на небольшие и конкретные задачи. Так проще сфокусироваться и выбрать тему для курса.

Как создать курс по модели Филлипса

Цели онлайн-курса на примере «Модульбанка». Их согласовали с масштабными целями компании, чтобы обучение принесло нужные результаты

Цели сотрудников. Чаще всего сотрудники ничего не ждут от обучения. Наиболее честолюбивые хотят быстрее закрывать задачи, успевать больше, увеличить доход или, например, получить повышение.

Сотрудники охотнее пройдут курс, если он перекликается с личными целями и обещает решить их запросы. Например, научить правильно управлять временем и не задерживаться на работе. Другой вариант — попасть в кадровый резерв.

Как создать курс по модели Филлипса с учётом целей сотрудника

Чтобы добиться наибольшей эффективности обучения, лучше согласовать цель онлайн-курса с интересами не только бизнеса, но и сотрудников

Ещё по теме:

Как определить цели и задачи онлайн-курса
Как запрограммировать сотрудников на результат
7 ошибок при создании электронных курсов

Шаг 2. Заполнить бриф и изучить целевую аудиторию

Организация онлайн-курса начинается не с учебных материалов. Перед этим лучше разобраться, какой результат ожидает увидеть заказчик и кого вы будете обучать. Это позволит избежать лишних правок и сделать курс, который понравится ученикам.

Составить бриф. Обычно в компании работу принимает руководители отделов, иногда собственник компании. Всё зависит от цели обучения.

Чтобы ничего не упустить, составьте бриф. Это небольшой документ, где прописывают ожидания заказчика от продукта. Будет намного эффективнее провести с руководителем небольшое интервью и вместе пройтись по всем вопросам.

Бриф на разработку курса

Собрать информацию об учениках. Когда начинается работа над курсом, то стоит внимательно изучить целевую аудиторию: возраст учеников, интересы, образование, уровень знаний по теме курса. Часть этих данных можно найти в HR-отделе или выгрузить из корпоративного портала, а для остального провести онлайн-опрос.

Данные помогут проработать содержание курса и подобрать подходящую тональность. Например, для сотрудников 20—25 лет можно использовать в курсе молодёжный сленг и мемы. Но их вряд ли поймут люди от 40 лет и старше.

Определить уровень знаний аудитории. Контент для новичков и опытных сотрудников обычно отличается по уровню сложности. Если не учесть этого и сделать общий курс, есть риск никому не угодить. Например, на курсе по продажам опытные менеджеры пролистают всю базу, в надежде найти продвинутые техники работы с клиентами. Стажёрам, наоборот, будет сложно освоить приёмы, до которых они пока профессионально не доросли.

Выяснить, с каких устройств сотрудники будут выполнять задания. От этого зависят технические требования к курсу. Например, если сотрудники учатся со смартфона, важно, чтобы материал аккуратно подстраивался под небольшой экран и быстро загружался даже при слабом интернете. Если люди учатся с компьютеров, на мобильную адаптацию можно не тратить время.

Также стоит иметь в виду место и время обучения. Лучше узнать заранее, смогут ли сотрудники, которые учатся в рабочее время, слушать аудио или смотреть видео со звуком.

Узнать о предпочтениях в обучении. Людям удобнее усваивать информацию разными способами. Одни любят смотреть видео, другие — читать статьи с картинками. Это влияет на формат будущего курса. Стоит провести опрос среди сотрудников и выяснить, как им удобнее учиться.

Шаг 3. Придумать название курса

От названия часто зависит число просмотров — будут проходить курс или нет. Заголовок формирует интерес в самом начале, когда сотрудники ещё не знают, какие интересные игры и упражнения ждут их в курсе.

Увлекательно можно рассказать даже про технику безопасности. Для этого можно использовать несколько приёмов.

Показать сотруднику решение его проблем. Людям интересно то, что полезно и решает их задачи. Если человек не задумывался о технике безопасности на работе, вряд ли курс с таким заголовком его зацепит.

Чтобы вовлечь в обучение, нужно как можно точнее обозначить «боли» сотрудников в теме курса. Использовать их слова и фразы. В этом помогает анализ целевой аудитории, который проводят вначале.

Как подобрать тему курса в зависимости от задачи сотрудников

Дать ученику почувствовать себя классным. Тема курса — это позиционирование. Если вы представляете курс как пособие для неорганизованных, начинающих или чайников, то невольно отводите сотруднику такую роль. А чувствовать себя чайником не всегда приятно.

Намного привлекательнее тема, которая не принижает ученика, а наоборот, подчёркивает его статус: «Если ты проходишь этот курс — ты крутой!».

Как реагируют сотрудники на различные темы онлайн-курсов

Проверить название курса опросом. Бывает, что у команды рождается сразу несколько удачных названий для курса. Какое сработает лучше и зацепит учеников — сложно сказать.

Чтобы выбрать лучшее название, можно провести тест по почте или в корпоративных мессенджерах — отправить сотрудникам компании несколько одинаковых писем с разными названиями онлайн-курса. А потом посмотреть, какое из них было самым кликабельным.

Как влияет название курса на количество открытий

Один из результатов опроса по теме курса в Академии iSpring. Видно, что «Мастерская мерчендайзинга» зацепила меньше всего людей

Опросы также могут помочь определиться с темой курса. Например, заказчик предлагает рассказать о правилах делового общения, но не уверен, действительно ли это нужно сотрудникам. Опрос поможет узнать, насколько тема востребована в коллективе.

Ещё по теме:

Как придумать название для онлайн-курса

Шаг 4. Проработать содержание и структуру онлайн-курса

Когда вы изучили целевую аудиторию и определились с темой курса, можно работать над структурой и содержанием.

Собрать материалы для онлайн-курса. Это могут быть внутренние стандарты, регламенты, записи тренингов и вебинаров, видеоуроки, презентации. Их нужно будет загрузить в систему дистанционного обучения, чтобы объединить в пошаговый курс.

Содержание курса зависит от целей обучения. Например, когда компании нужно рассказать команде о новом продукте, упор обычно делают на теории: характеристиках товара, основных преимуществах над конкурентами. В конце добавляют тест, который помогает закрепить пройденный материал.

Если важно сформировать навык, упор делают на практике. Например, в курсе по холодным звонкам сотрудникам обычно дают послушать хорошие и плохие примеры звонков, задания на отработку возражений, тесты, скрипты и тренажёры, которые имитируют разговор с клиентом.

Разделить онлайн-курс на модули. Работать с информацией проще, когда она разбита на блоки. Модуль — это раздел онлайн-курса, который посвящен одной теме или решает отдельную задачу обучения. Например, в курсе для стажёров-официантов могут быть модули «Внешний вид персонала», «Меню», «Правила общения с гостями» и «Продажи в ресторане».

Иногда на старте сложно понять, какие модули будут в курсе. Чтобы поделить тему на логичные разделы, попробуйте разбить цель курса на результаты обучения, которых должны достичь ученики. Например, в курс «Додо Пиццы» по управлению пиццерией включили раздел «Метрики пиццерии», потому что управляющий должен знать, как измерить эффективность работы точки.

Разделить каждый модуль на уроки. Модуль курса — это всё ещё большой блок информации. Чтобы сотрудникам было удобнее, лучше поделить его на уроки. В одном модуле может быть 3 урока, а в другом 10. Количество уроков зависит от того, сколько исходных материалов у нас было на старте, с какой целью обучаются и как сотрудникам удобнее усваивать информацию. Например, если людям нравятся короткие форматы, то уроков в модуле будет больше.

Когда составляете уроки, стоит отталкиваться от целевой аудитории. Если готовите курс для новичков, сперва познакомьте с теорией по теме. В следующих — покажите примеры и только потом дайте решать кейсы.

С опытными сотрудниками наоборот: сначала их нужно вовлечь в обучение, показать, что они не всё знают. Обычно им дают вначале сложный кейс, а затем переходят к теории.

Чем отличаются курсы для новичков от курсов для опытных

Обратите внимание — модули для новичков и опытных рекуртёров будут отличаться по содержанию уроков

Шаг 5. Выбрать формат учебных материалов

Вы можете сделать модули онлайн-курса в формате видео или статей. А можете сочетать эти форматы. В онлайн-обучении много способов того, как упаковать учебные материалы. Каждый решает конкретную задачу.

Лонгрид — интерактивная статья с видео, иллюстрациями и тестами для самопроверки. Подходит, если нужно быстро рассказать о новых тарифах, услугах или стандартах работы.

Лонгрид автоматически подстраивается под размер экрана, поэтому его удобно читать с компьютера и телефона даже при слабом интернете.

Курс по созданию безупречного сервиса в ресторане

Лонгрид выглядит как интерактивная статья с видео и картинками. Помогает быстро донести важную информацию

Диалоговый тренажёр — интерактивная игра, которая копирует разговор с человеком. Например, покупателем, подчинённым или коллегой. Пользователь выбирает вариант ответа и получает на него реакцию от виртуального собеседника. Каждый выбор имеет последствия: сказал грубость — разозлил собеседника, был вежлив — тебе улыбнулись в ответ.

Тренажёр помогает отработать навыки общения без риска задеть кого-то или сорвать сделку. Полезен при обучении сотрудников отдела продаж, клиентского сервиса и техподдержки.

Курс Cozy Home, созданный в iSpring Suite

Скринкаст — видеоинструкция по работе в компьютерной программе или сервисе. Помогает наглядно объяснить, какие кнопки нажимать. Полезно, если нужно научить сотрудников пользоваться корпоративным порталом или CRM-системой.

Скринкаст по работе в новой программе

Скринкаст помогает разобраться в новой программу или приложении

Видеолекция делает обучение наглядным и помогает доступно объяснить сложную тему.

Например, как работать за токарным станком или ремонтировать автомобиль. Ещё формат хорошо вовлекает в обучение.

Интерактивная презентация с видео, картинками и тестами. Это универсальный формат, который подойдёт для большинства учебных задач: от адаптации новичков до развития развития топ-менеджеров.

Обучающий подкаст — аудиозапись разговора, похожая на радиопередачу. В основном компании используют подкасты, чтобы обменяться опытом между отделами, поделиться новостями компании или усилить корпоративную культуру.

Подкаст для сотрудников компании AP Trade. Его можно слушать где-угодно

Ещё по теме:

Как превратить презентацию Powerpoint в онлайн-курс
Как собрать лонгрид
Как создать диалоговый тренажёр
Как запустить обучающий подкаст

Шаг 6. Решить, где размещать курс

Чтобы сотрудники могли пройти онлайн-курс, его нужно где-то разместить. Для этого используют специальные платформы и сервисы.

«Ютуб», соцсети или облачный диск. Если важно просто донести до команды новую информацию, подойдёт любой вариант: закрытый канал на «Ютубе», группа в соцсетях или облачный диск. Например, «Гугл Драйв». Из минусов — непонятно, кто изучил материал и насколько хорошо. Доступ к материалам ничем не защищен — их могут посмотреть все, у кого есть ссылка.

Свой сайт. Можно оформить онлайн-курс в корпоративном стиле, настроить вход по логину с паролем или номеру телефона сотрудников, чтобы доступ к информации не получили посторонние.

Из минусов — высокая стоимость разработки. Понадобится сервер, сайт и хостинг. Для создания и обслуживания онлайн-курса придётся оплачивать работу программистов, дизайнеров и редакторов. Понадобятся системные администраторы, которые будут назначать курс новым пользователям, удалять старых и решать технические вопросы.

Learning management system (LMS) — её часто используют компании, когда запускают полноценное дистанционное обучение. Здесь есть всё необходимое для организации онлайн-курсов.

Если упрощённо, LMS — это интернет-сервис, позволяющий перевести обучение в онлайн-формат: вместо тренингов проводить вебинары, собирать курсы из документов, презентаций и видео, проверять квалификацию команды с помощью тестов.

Сотрудники могут учиться с телефона , планшета или компьютера в любое время. Например, по дороге на работу. Нужен лишь доступ в интернет.

Отдел обучения в разделе аналитики видит, кто прошёл курс, а кто нет. После обучения можно собрать онлайн-тест, чтобы проверить квалификацию сотрудников.

Обычно LMS работает по подписке на месяц или год. Некоторые системы можно выкупить и установить на сервер компании.

Всего в мире работают более 800 СДО. В России компании используют LMS iSpring Learn, GetCourse, Zenklass.

Ещё по теме:

Что такое LMS
Внедрение LMS с нуля
Разработка LMS в компании
Как провести пилотный запуск онлайн-курса

Шаг 7. Практика — собираем курс в iSpring Learn

Самый быстрый способ — организовать онлайн-курс из материалов, которые уже есть в компании: стандартов, регламентов, презентаций и видео. Разберём, как это сделать в российской системе дистанционного обучения iSpring Learn за 10 минут.

Система работает через интернет. Не нужно ничего скачивать и устанавливать. Готовый курс можно назначить сотрудникам и отслеживать успеваемость каждого в прямом эфире на учебном портале.

Курсы в iSpring Learn

Создадим такой онлайн-курс в iSpring Learn. Ваши сотрудники смогут его пройти с любого устройства в удобное время

Создать бесплатный аккаунт. Чтобы начать работать в iSpring Learn, создадим аккаунт. У вас появится доступ ко всем возможностям платформы на 14 дней. Здесь вы можете создавать курсы, проводить вебинары, проверять знания сотрудников с помощью онлайн-тестов.

Чтобы создать аккаунт, достаточно указать почту и телефон. Привязывать банковскую карту не придётся. Если решите не продлевать подписку, аккаунт отключится автоматически.

Добавить сотрудников. Достаточно указать фамилию, имя и почту сотрудника, чтобы у него появился доступ в учебный портал. Для этого на странице «Пользователи» нажмём кнопку «Новый пользователь» и заполним форму данными. А если сотрудников много, то на той же странице можно загрузить всех единым списком из Excel-файла.

Как добавить нового пользователя в iSpring Learn

Загрузить учебные материалы. iSpring Learn поддерживает большинство популярных форматов: документы PDF, DOC и XLS, презентации PowerPoint, аудио MP3, видео MP4 и FLV, а также электронные курсы в формате SCORM 1.2/2004.

На странице «Учебные материалы» нажмём кнопку «Загрузить». Выберем файлы с компьютера и добавим в систему.

Как загрузить новые материалы в iSpring Learn

Собрать учебные материалы в онлайн-курс. На странице «Учебные материалы» нажимаем на кнопку «Создать» → «Курс». Напишем название курса и добавим материалы, которые уже загрузили в систему.

Порядок материалов можно изменить при желании, а также настроить правила прохождения. Например, сделать так, чтобы следующая инструкция или презентация открывалась только после изучения предыдущей.

Как настроить курс в iSpring Learn

Назначить сотрудникам курс. На странице «Учебные материалы» находим созданный курс или нажимаем «Назначить». Выбираем сотрудников, которые должны его пройти. Это может быть один человек или целый отдел. После этого курс появится в личном кабинете каждого сотрудника, а на почту им придёт приглашение начать обучение.

Как назначить курс в iSpring Learn

Отслеживать результаты обучения. Чтобы следить за успеваемостью команды, в iSpring Learn есть мощный раздел аналитики. Здесь видно, сколько человек прошли курс и за какой время, кто ещё не завершил обучение и какой уровень подготовки сотрудников в целом по компании.

Например, нам нужно понять, кто в отделе изучил новую продуктовую линейку. На странице «Отчёты» выбираем «Курсы». Откроется дашборд руководителя, где мы увидим процент проходимости в отделе. А если нажмём на кнопку «Прогресс учащихся», то узнаем успеваемость отдельных сотрудников. Чтобы отправить отчёт руководителю, нажмём «Экспорт» и выберем подходящий формат (CSV или XLSX).

Как отследить прогресс обучения в iSpring Learn

Как организовать онлайн-курс: коротко

  1. Определите цели вашего онлайн-курса: чем он полезен компании и сотрудникам. Чтобы было проще сфокусироваться, можно разбить масштабные цели на небольшие и конкретные задачи.
  2. Разберитесь, какой результат нужен руководству. Для этого составьте бриф — небольшой документ с ожиданиями заказчика от онлайн-курса. Заполнять бриф удобно в ходе устного интервью.
  3. Исследуйте целевую аудиторию курса: возраст учеников, интересы, образование, уровень знаний по теме. Что они больше любят: читать статьи или смотреть видео. Проходить обучение на ноутбуке или со смартфона. От этих данных зависит формат и содержание курса.
  4. Придумайте название онлайн-курса. Удачный заголовок подогреет интерес к обучению ещё в самом начале. Покажите в названии, что курс решит проблемы сотрудников, или подчеркните статус учеников. А самый кликабельный заголовок поможет выбрать опрос в почте или мессенджере.
  5. Выберите формат материалов, который решит ваши задачи. Лонгриды подойдут, чтобы быстро рассказать о новых продуктах или изменениях в регламентах. Диалоговые тренажёры помогут отработать навыки общения без риска сорвать сделку. А чтобы научить работать в программе, удобнее всего сделать скринкаст — запись экрана.
  6. Решите, где размещать ваш онлайн-курс. Если важно просто проинформировать сотрудников, то подойдут закрытый канал на «Ютубе», группа в соцсетях или облачный диск. Можно загрузить учебные материалы на сайт компании. Но тогда для создания и обслуживания курса придётся оплачивать работу программистов. Если нужно полностью перевести подготовку сотрудников в онлайн-формат, то часто используют систему дистанционного обучения. Это интернет-сервис, где проводят тренинги, собирают курсы из документов и проверяют квалификацию команды с помощью тестов.

[ad_2]

Source link