Среда, 24 июля

Электронный курс — его виды, элементы, плюсы и минусы

[ad_1]

Электронный курс — это интерактивные учебные материалы в электронном формате. Компании используют их для того, чтобы сотрудники овладели новыми знаниями, навыками и умениями.

Так, например, вместо изучения скриптов сотрудник может научиться общаться с клиентом на диалоговом тренажёре. Это не только заинтересует новичка, но и снизит вероятность ошибки при общении с настоящим клиентом. Есть и другие форматы: от презентаций и обучающих скринкастов до интерактивных видеороликов.

Электронные курсы помогают не только сократить количество ошибок, но и снизить затраты на обучение. Если раньше компаниям приходилось тратить сотни тысяч рублей на командировки и офлайн-тренинги, то сейчас один специалист по обучению может упаковать материалы в курс и назначить сотрудникам по всей стране.

В этой статье мы разберёмся, какие виды электронных курсов существуют, в чём особенность каждого и как создать свой курс для компании.

Виды электронных курсов

Электронный курс может содержать любой контент, воспроизводимый на компьютере или смартфоне.

Вот базовые типы обучающего контента, которые чаще всего используют в онлайн-обучении:

  • тексты
  • видеоролики и видеоинструкции
  • презентации
  • подкасты
  • таблицы
  • схемы
  • чек-листы
  • памятки

Но это может быть и интерактивный контент, например:

Квизы. Быстрые тесты с простыми вопросами. Они помогают закрепить суть курса и подсветить самые важные детали.

Например, вовлекающий квиз сделала студия Training Film — за 20 минут можно проверить теоретическую подготовку любого менеджера по продажам и понять, где он «провисает».

Пример квиза в iSpring Suite

Диалоговые симуляторы. В них вы сможете смоделировать ситуацию, которая может возникнуть на рабочем месте, к примеру, недовольный клиент в салоне сотовой связи. В такой ситуации сотрудник обучается без давления — он может ошибаться и видеть последствия своих ошибок, без рисков для компании.

Например, компания «СИМСОФТ», занимающаяся разработкой онлайн-курсов для компаний, создала серию тренажеров для отработки навыков общения: для менеджеров по продажам, медицинских представителей, администраторов и сотрудников охранных предприятий.

Пример диалогового тренажёра в iSpring Suite

Электронные книги. Это могут быть как небольшие учебные пособия, так и полноценные учебники с большим количеством теоретической информации и практической частью.

Интерактивные видео. Во время просмотра пользователя просят ответить на вопрос или кликнуть в нужную часть экрана. Такие ролики интереснее проходить и сотрудник лучше погружается в материал.

Пример интерактивного видео — обучающий ролик Самсунга, в котором компания показывает, как пользователю лучше работать с камерой, чтобы упростить фотографирование и съёмку видео:

Пример интерактивного видео

Симуляторы в VR и AR. Подобные симуляторы помогают новичку почувствовать себя на рабочем месте ещё до того, как сотрудник вступил в должность или получил допуск к рабочему месту.

Такие симуляторы особенно важны при обучении специалистов, которые работают с крупной инфраструктурой или отвечают за здоровье людей. Они позволяют многократно практиковаться, привыкнуть к сложным ситуациям и научиться принимать решения спокойно и разумно..

К примеру, компания РЖД выпустила VR курс для электромехаников:

В зарубежных компаниях также используют VR-игры для обучения новичков. В компании KFC создали игру про то, как правильно готовить фирменного жареного цыплёнка.

Микро-курсы. Чаще всего представляют курсы с большим количеством «маленьких кусочков» контента: небольших статей, роликов на 5–15 минут, схем и памяток. Хорошо подходят для тех, кто всегда занят и не может тратить много времени на освоение новых навыков и профессиональное развитие.

Иногда такой курс может содержать всего одно крупное занятие, которое состоит из теоретического контента (текста, видео, картинок) и последующего теста для проверки знаний. Такой микро-курс проходят за 20–40 минут. Если от специалиста не требуются глубокие знания и ему можно поверхностно освоить тему, такой формат замечательно подойдёт.

Хороший пример курса, состоящего из одного-единственного занятия, сделали специалисты компании ПИК. В нём они рассказали менеджерам по продажам самую важную информацию об отопительных приборах и объяснили, как, не обманывая клиента, продавать ему определённые типы приборов:

Пример микро-курса в iSpring Suite

Скрин из курса по отопительным приборам компании ПИК

Новичку не нужно сразу изучать новые продукты компании и хорошо разбираться в отопительных приборах. Достаточно разобраться в плюсах, минусах и особенностях подключения. Курс помогает решить эту задачу — при разработке отбросили лишнее и добавили диалоговый тренажёр для проверки полученных знаний.

Как выстроить курс

Чтобы ваш курс был простым и цеплял сотрудников, следуйте по понятному для них сценарию. Чтобы вам было легче, мы подготовили понятную инструкцию и по пунктам разобрали схему строения электронного курса.

  1. Сделать блок с важной информацией. Представьте, что специалист по обучению в вашей компании присылает ссылку на материал и говорит «Пройди курс до вечера», не погружая вас в контекст.

Вы переходите по ссылке, а там 100500 слайдов с непонятными сокращениями, сложной информацией, которая, к тому же, никак не относится к вашей должности. Возникает вопрос — зачем это проходить и почему нужно успеть до вечера?

Начните курс с информации, которая важна для человека. Это сильно упростит начало обучения.

Вот что нужно сделать во вводном блоке:

  • объяснить, в чём суть курса
  • рассказать, зачем проходить курс
  • показать содержимое
  • объяснить, из чего состоит курс, какие итоговые тесты нужно пройти

Всё это хорошо задаст контекст. Даже если сотрудник не понимал смысл курса, вводный блок объяснит это.

  1. Дать инструкцию по прохождению. На старте лучше объяснить, какие кнопки за что отвечают, есть ли подсказки и как вернуться к предыдущему вопросу. В идеале эта часть должна ответить на все вопросы по интерактиву, чтобы курс могли пройти даже люди, совсем незнакомые со смартфоном и компьютером.

Важно не вставлять этот блок бездумно. Многие компании отлично обходятся и без него. Всё зависит от аудитории, для которой вы создаёте курс. В курсе для разработчиков или веб-дизайнеров, скорее всего, подобная инструкция вряд ли пригодится. А вот если курс будут проходить сотрудники в возрасте, у которых нет смартфона или компьютера, им такое объяснение будет необходимо.

К примеру, в своих курсах компания Tele2 кратко объяснила, что нужно делать, какие кнопки за что отвечают и какие моменты следует запомнить:

  1. Обозначить цели и выгоду сотрудника. Объясните сотруднику, как курс поможет ему в работе. Это может быть условием для повышения, возможностью взяться за новый и интересный проект или увеличить производительность.
Пример курса БК-тренинг в iSpring Suite

На первом слайде в БК-тренинг объясняют проблемы привычного докторам стиля общения с пациентом

В курсе компании БК-тренинг для этого выделили 6 слайдов, в них докторам объясняют, зачем им необходимо обучение и какие навыки они освоят.

Пример обучения в БК-тренинг с помощью iSpring Suite

4. Загрузить разнообразный контент. Не зацикливайтесь на тексте. Используйте инфографику, схемы, таблицы и даже мемы, если это уместно. Можно записать подкаст или сделать видео — их будет интересно смотреть и слушать.

Можно использовать интерактивные элементы для повышения вовлечения в процесс обучения.

Компания ПИК, например, в одном из курсов создала интерактивную карту, в которой информация появляется при нажатии на маркер.

Пример интерактивности в iSpring Suite

По такому же принципу работает методичка, рассказывающая о том, как устроен пылесос Cleaner Pro-15:

Пример интерактивного курса в iSpring Suite

Создавать такие курсы можно в конструкторе iSpring Suite. В нём доступно 14 видов интерактивностей для проверки знаний сотрудников.

В идеальном варианте контент должен быть предоставлен и текстом, и аудио, и видео — так, чтобы его можно было и читать, и слушать. Но так делают редко: подобный подход требует немалых трудозатрат.

  1. Проверьте знания на практике или с помощью теста. Тест или диалоговый тренажёр поможет проверить, насколько работник внимательно изучил курс и хорошо усвоил новый материал.

Хороший пример теста есть в курсе Шереметьево, рассказывающем о типах инвалидности о том, как правильно работать с пассажирами, нуждающимися в помощи:

Пример курса в iSpring Suite
  1. «Саммари» — подвести итоги по каждому блоку. В 1–2 экрана должна помещаться самая важная информация. Их количество не ограничено — в небольших курсах их может быть два или три, в огромных — десятки.
  2. Рассказать, что делать дальше. Если вы хотите, чтобы сотрудник оставил обратную связь, либо обсудил курс с коллегами, укажите это в курсе. Оставьте ссылку на опрос или объясните, когда стоит ждать следующий курс.

Оставьте ссылки на ресурсы и формы для отчётов. Объясните, кого из коллег должен найти человек, прошедший курс, и что он должен рассказать своему коллеге. Можно прикрепить файл, который нужно будет изучить или заполнить.

Помните, этот список — лишь набор рекомендаций для тех, кто заказывает курсы или создаёт их самостоятельно для своих сотрудников.

Плюсы и минусы электронных курсов

Курсами пользуются тысячи компаний, но это не значит, что он принесёт пользу вашей компании. Поэтому стоит изучить плюсы и минусы такой организации обучения.

Плюсы электронных курсов

Электронные курсы выгоднее чем офлайн. Когда в компании множество филиалов и тысячи сотрудников по всей стране, командировки могут стоить несколько миллионов рублей в год. Электронные курсы помогают решить эту проблему — не придётся оплачивать их перелёты и гостиницы, не понадобится выстраивать и постоянно корректировать план обучения.

Даже один тренер может разработать курс, по которому смогут учиться несколько сотен сотрудников. Со временем информация в курсе может устареть, но курс можно будет актуализировать, заменив часть контента.

Можно выстроить своевременную и удобную систему обучения. Электронные курсы можно загружать на платформы для дистанционного обучения и отслеживать успешность прохождения курсов. Руководитель сразу видит, кто саботирует обучение, а кто тянется к знаниям. На основе этих данных можно формировать кадровый резерв.

Курсы помогут сохранить знания внутри компании. Сотрудники могут сами создавать учебные материалы, которые будут полезны другим сотрудникам. Материалы останутся в компании даже после ухода эксперта.

Легко освежить знания — материалы всегда под рукой. Если сотрудник что-то забудет, а рядом не окажется опытного коллеги, ему будет намного проще найти нужную информацию и решить рабочую задачу. Кроме того, курсы можно проходить в любое время, например по дороге с работы домой. Это не занимает много времени и к ним всегда можно вернуться, если нужно сделать паузу.

Минусы электронных курсов

На создание курсов нужно больше времени, чем на офлайн-обучение. Чтобы подготовить вовлекающий курс, нужно изучить ЦА, найти материалы, продумать сценарий и сделать контент. На создание сложного курса с видео и интерактивом может уйти до нескольких месяцев.

Курсы нужно регулярно поддерживать актуальными. Для этого вам потребуется команда, которая будет оперативно менять информацию, если вышли какие-то новые поправки в закон или изменения в регламентах. Этим может заниматься и 5, и 10 сотрудников.

Не всем компаниям подойдут электронные курсы. Бывает так, что сотрудники работают на режимном объекте, и им запрещено пользоваться смартфонами на территории предприятия, поэтому они ходят с кнопочными телефонами и могут не разбираться в гаджетах.

В некоторых компаниях онлайн-обучение является обязательным, но для этого нет условий. Например, когда у сотрудников нет свободного доступа в интернет, а проходить курсы надо. В таком случае, отделу обучения приходится приглашать сотрудников в офис или в крайнем случае проходить курсы за них.

Какие курсы создают клиенты iSpring

Систему дистанционного обучения используют компании из разных отраслей — от продаж до производства. СДО пригодится бизнесу, который хочет дистанционно прокачивать сотрудников во всех филиалах, чтобы они работали по единым стандартам, допускали меньше ошибок и не теряли клиентов.

Kcell

«Kcell»

  • 600 сотрудников стали «экспертами продаж».
  • Cоздали 150 курсов за пару лет.
  • Обучили 1300 сотрудников за 2022 год.
  • 90% сотрудников стали отличниками и знают продукцию наизусть.
КазМунайГаз

«КазМунайГаз»

  • Свели к нулю инциденты на производстве.
  • Обучают большее 1600 сотрудников.
  • Ввели адаптационный курс и повысили результаты сотрудников.
  • Проверяют обученность сотрудников с помощью сертификатов и QR-кодов.
Модульбанк

«Модульбанк»

  • Сократили срок адаптации с 3 до 2 месяцев.
  • Вдвое снизили текучесть на испытательном сроке: с 38 до 19%.
  • Ускорили аттестацию сотрудников: с 2 недель до 1 дня.
  • Обучают 400 сотрудников по единым стандартам.
Эконива

«ЭкоНива»

  • Синхронно обучают 700 техников из 26 регионов.
  • Создали единую базу знаний компании.
  • Автоматизировали сертификацию сотрудников.
Современные горные технологии

«Современные горные технологии»

  • Обучают 1 200 механиков онлайн.
  • В два раза сократили текучесть персонала: с 38 до 19%.
  • На 29% сократили количество ошибок при работе с техникой.
  • Создали единую базу знаний в компании.
ФораФарм

«ФораФарм»

  • Одновременно обучают 250 провизоров по России.
  • Проводят аттестацию сотрудников за день вместо месяца.
  • Помогают новичкам освоить стандартные работы за 2 недели.
  • Сделали единую базу препаратов, доступную 24/7.

Как создать электронный курс с iSpring

Если вы хотите создавать электронные курсы и делиться ими с сотрудниками, то вам поможет конструктор iSpring Suite, созданный на базе Microsoft PowerPoint. Если вы умеете создавать презентации в PowerPoint, то вы уже умеете создавать курсы в iSpring Suite.

Вы сможете добавлять изображения, видео и аудио, чтобы сделать обучение более наглядным и увлекательным. Встроенная Библиотека контента поможет вам при создании курсов. В ней вы найдёте шаблоны курсов, конструктор нарисованных персонажей, бытовые предметы, а также готовых персонажей.

У iSpring Suite есть бесплатный демо-доступ на две недели, чтобы вы могли протестировать все функции конструктора.

[ad_2]

Source link