[ad_1]
От знаний и умений руководителей зависит продуктивность всей организации. Чтобы компания оставалась на плаву, менеджер должен знать обо всех изменениях рынка, владеть современными методами управления и уметь быстро адаптироваться к переменам. Всё это возможно, если организовать регулярное повышение квалификации для лидеров компании.
В статье расскажем, какое обучение должны проходить руководители и как организовать образовательный процесс.
Чему обучать руководителей среднего звена
Руководители среднего звена — это управленцы отделов: маркетинга, по связям с общественностью, службы контроля качества и прочих. В управленческой иерархии они находятся между топами и руководителями нижнего звена или обычными сотрудниками, если компания небольшая.
Программа повышения квалификации руководителей среднего звена прокачивает:
- Hard skills — знания и умения, которые связаны с конкретным бизнесом или сферой деятельности.
- Soft skills — личностные качества: коммуникабельность, стрессоустойчивость, тайм-менеджмент и прочие.
Hard skills
Управленцы среднего звена выполняют следующие обязанности:
- Планируют работу в рамках компетенций своего отдела.
- Делегируют задачи подчинённым и контролируют их.
- Мониторят эффективность работы отдела.
- Отбирают новых сотрудников.
- Составляют отчёты для топ-менеджеров.
Эти задачи занимают около 80% рабочего времени, поэтому в образовательной программе должны быть такие темы для обучения:
- Материальное и нематериальное стимулирование сотрудников.
- Способы повышения продуктивности подчинённых.
- Планирование работы отдела без простоев и задержек.
- Эффективные инструменты управления.
В 2019 году логистическая компания «Байкал-Сервис» решила перейти на дистанционное обучение команды, чтобы прокачивать hard skills сотрудников, в том числе менеджеров. При этом в компании хотели не просто складировать учебный материал на сайте, а вовлекать сотрудников в процесс обучения.
Переезд в онлайн помог команде «Байкал-Сервис» справиться с такими задачами:
- Запустить 14 базовых курсов для ввода на каждую должность.
- Перевести оценку знаний в электронный вид.
- Позволить новым сотрудникам проходить курсы и получать одинаковые знания независимо от местонахождения.
Soft skills
Чтобы управлять отделом, менеджеру недостаточно досконально знать бизнес или сферу деятельности. Нужно уметь находить выход из форс-мажорных ситуаций, управлять конфликтами в коллективе и оперативно принимать решения в условиях неопределённости. Поэтому важно обучать руководителей компании ещё и «мягким» навыкам: личной эффективности, лидерству, переговорам, взаимодействию с заказчиками и делегированию.
Многопрофильная компания «Макси» — крупный федеральный девелопер, который также занимается розничной и оптовой торговлей. Разнообразие направлений бизнеса и интенсивный темп развития потребовали от команды серьёзной прокачки переговорных навыков. Раньше этим занимались тренеры: дошло до того, что нагрузка на каждого составила 60 тренинговых часов в месяц. Чтобы исправить ситуацию, образовательный процесс перенесли в онлайн.
Спустя два года после внедрения онлайн-курсов в компании говорят о следующих результатах:
- 90% сотрудников с удовольствием откликаются на предложение повысить квалификацию.
- Ежемесячно на платформе обучают до 30 руководителей.
- Компания отслеживает этапы развития каждого сотрудника и собирает кадровый резерв. В итоге 20% вакансий закрывают внутренние специалисты.
- Компания открывает десятки торговых объектов по всей стране. Без умения эффективно вести переговоры с госучреждениями, подрядчиками и арендаторами такой темп развития был бы невозможен.
Какое обучение должны проходить руководители высшего звена
Высшее руководство компании или топ-менеджеры — это люди, которые управляют организацией. Например, генеральный директор, директор по продажам или директор по маркетингу.
Топы — особая категория с точки зрения повышения квалификации. В кадровой службе не всегда знают, каких навыков не хватает первым лицам компании, какое обучение должен пройти такой руководитель. Но есть стандартные темы обучения руководителей высшего звена, которые актуальны всегда:
- Планирование и реализация стратегий.
- Прогнозирование результатов, анализ рисков, поиск новых решений.
- Тенденции развития рынка, актуальные тренды.
- Презентация проектов и ведение переговоров.
При организации обучения топ-менеджеров важно учитывать несколько нюансов:
Стандартная программа им не подходит. Нужен индивидуальный план для каждого.
Предпочтительнее активные формы — тренинги, деловые игры и разбор кейсов.
Лимит свободного времени топов ограничен, поэтому многочасовые вебинары и лекции не подойдут. Хорошая альтернатива — микрообучение или мини-курс.
Методы профессионального повышения квалификации для руководителей
Чтобы процесс повышения квалификации руководителей был эффективным, применяют разнообразные методы. Вот 5 самых популярных.
Метод | Достоинства | Недостатки |
---|---|---|
Наставничество — метод обучения руководителей, при котором управленец высшего звена делится знаниями с менеджером структурного подразделения. |
|
|
Коучинг — индивидуальное обучение лидеров компании под руководством бизнес-коуча. |
|
|
Тренинг — групповое занятие, во время которого руководители отрабатывают навыки эффективного взаимодействия с сотрудниками, учатся правильно ставить цели и задачи, управлять временем и ресурсами. Развивает лидерские качества. |
|
|
Микрообучение — короткие видеоуроки по конкретной теме или проблеме. Продолжительность обучения — не более 15 минут. Знания можно сразу применять на практике. |
|
|
Баскет-метод — метод оценки и обучения, который имитирует частые рабочие ситуации. С его помощью определяют, способен ли человек работать с множеством информации и принимать верные решения в нестандартных условиях. |
|
|
Чтобы быстрее выводить новые рестораны на плановые показатели, компания «Додо Пицца» выпустила серию онлайн-курсов для управляющих. Компания создала программу обучения «Управление пиццерией» из 13 модулей. Управляющим объясняли, что делать с пиццерией после открытия. Вот несколько примеров модулей:
- Об истории компании и миссии управляющего.
- Как пиццерии выпускать вау-продукт: быстро выполнять заказы, готовить вкусно, сохранять уют и чистоту, работать без очередей.
- Как собрать сильную команду, предотвратить высокую текучесть сотрудников и сделать так, что они были довольны работой.
После каждого модуля управляющий делает домашнее задание. Все задания из реальной практики. Если сотрудник хорошо выполняет домашку, значит, не растеряется и во время настоящей работы.
Онлайн-обучение позволило «Додо Пицце» взращивать сильных руководителей. Кроме того, в компании смогли систематизировать знания — все пиццерии учатся по единым стандартам. Курсы у сотрудников в постоянном доступе, поэтому они могут обращаться к базе знаний каждый раз, когда что-то забывается.
Инструменты для обучения управленческого персонала
Существует множество инструментов для обучения руководителей. Вот 5 самых популярных.
Инструмент | Достоинства | Недостатки |
---|---|---|
Видеолекция — максимально простой и понятный способ получить новую информацию. Проходит как в записи, так и в реальном времени. В большинстве случаев спикера не нужно конспектировать — остаётся видео, к которому можно вернуться при необходимости. |
|
|
Вебинар — мероприятие в онлайн-формате, которое проводится в режиме реального времени. Спикеры выступают перед аудиторией, одновременно показывают презентацию. Слушатели общаются в чате либо задают вопросы в прямом эфире. |
|
|
Бенчмаркинговый визит — офлайн или онлайн-посещение компании, которая открыта к обмену опытом. Визиты знакомят как с успешным, так и с провальным опытом. |
|
|
Дистанционное обучение — учебный портал с книгами, видеоуроками и презентациями. Чтобы изучать материал, у каждого слушателя есть логин и пароль. Руководитель обучения видит по отчётам, сколько времени «ученики» тратят на уроки и какие ошибки допускают. |
|
|
Смешанное обучение — сочетание очного с дистанционным. Слушатели сначала изучают теорию онлайн, а на очной встрече отрабатывают знания на практике. |
|
|
Компании могут обучать сотрудников в разных городах при помощи различных методов, таких как аудио- и видеолекции, геймификация, практические задания, а также промежуточные и итоговые тесты, диалоговые тренажеры. Эти инструменты вовлекают в обучение и доступны для использования сотрудниками в любое время и на любом устройстве.
Например, в компании S8 Capital любят эксперименты и в обучении активно используют видео. Это не только лекции, но и целые фильмы, где развитие сюжета зависит от зрителя. Так устроен курс по компетенциям — сотрудник открывает материал и смотрит видеоролики, в которых показаны разные ситуации и варианты их разрешения. Обучаемый должен выбрать правильный вариант.
Особенности обучения руководителей
Повышение квалификации руководителей имеет ряд особенностей. Главная — многие из них не понимают, зачем им учиться. Достучаться до «студента» помогут две техники.
Оценка «360 градусов». Составьте опросник на основании необходимых для работы качеств и должностных обязанностей конкретного руководителя. Предложите менеджеру оценить свои знания, умения и навыки по десятибалльной шкале. Такой же опросник раздайте его подчинённым и руководителю высшего звена. Разница в оценке — то, над чем надо работать.
Бизнес-игра. Организуйте деловую игру, которая максимально напоминает рабочую ситуацию. Это позволит менеджеру получить фидбэк на свои компетенции, увидеть слабые стороны, задуматься о повышении квалификации.
После того как до управленца удалось достучаться, можно приступать к обучению. Система обучения руководителей компании состоит из трёх этапов:
- Анализируем и систематизируем знания, которые есть у менеджера. Выясняем, как он их использует для достижения стратегических целей.
- Решаем, каких знаний не хватает, и выбираем темы для обучения.
- Учим менеджера приёмам и методам эффективного руководства, в том числе тайм-менеджменту и управлению стрессом.
Розничная сеть компании Xiaomi в России насчитывает более 60 точек от Калининграда до Владивостока, в штате 300+ сотрудников. Компания обучает в онлайне разных специалистов: продавцов розницы, управляющих и руководителей групп магазинов.
Онлайн-курсы составляют 90% от всего обучения сотрудников. Для руководителей групп магазинов оставили смешанный формат: дистанционное обучение и очная форма. Это связано со спецификой деятельности директоров магазинов: они формируют отношение к компании в целом и отвечают за результат, поэтому важно как можно больше контактировать с ними лично.
Как организовать обучение руководителей и топ-менеджеров
Современные лидеры компаний ценят простоту и скорость подачи информации, практическую пользу от занятий. Важное условие — наличие мобильного приложения, чтобы учиться в собственном темпе и по своему расписанию. Всё это возможно с iSpring Learn.
Платформа предоставляет бесплатный демодоступ на 14 дней. Это позволяет опробовать все функции и подобрать удобный формат обучения для вашей компании.
Примеры задач, которые решает iSpring Learn:
Обучать руководителей всех структурных подразделений. «Университет Додо Пиццы» одновременно повышает квалификацию 320 управляющих по всей стране.
Проходить обучение по единой программе. В розничной сети Elis 135 магазинов. Как только в рабочих инструкциях что-то меняется, руководители точек продаж сразу об этом узнают.
Включать в программу разные форматы и делать это быстро. Организатор детского отдыха «МосГорТур» перенёс свои курсы на платформу iSpring Learn в течение часа.
Разбивать программу корпоративного обучения на мини-направления. С 2015 года казахский оператор сотовой связи Kcell создал на платформе 150 таких курсов.
Мониторить, как сотрудники проходят обучение. На Атырауском нефтеперерабатывающем заводе свели к нулю несчастные случаи — и всё благодаря контролю занятий по технике безопасности.
Проверять знания руководителей. После каждого модуля управляющий «Додо Пиццы» выполняет задания, которые встречаются в реальной работе.
Учиться в любом месте и в любое время. Капитаны кораблей повышают свою квалификацию при Государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова прямо в рейсах.
Учиться интересно благодаря геймификации. В Академии «БлинБери» сотрудники получают бейджи за то, что прошли сложный урок или закончили все курсы. Это влияет на мотивацию и вовлекает сотрудников в обучение.
Избегать стресса. Во «ВкусВилле» отмечают: раньше повышение квалификации было похоже на экзамен — люди волновались и из-за этого усваивали информацию с трудом. Тесты на платформе iSpring Learn снизили уровень напряжения.
Сокращать траты на обучение. Бренд спецтехники «ЧЕТРА» на обучение одного сотрудника тратил 50 000 ₽ и около 6 млн ₽ на тренинги. Благодаря iSpring Learn удалось снизить общую стоимость обучения с 16 до 3 млн ₽ в год.
Встраивать процесс обучения в работу руководителей. В сервисе автозаймов CarMoney комфортно интегрировали обучение мидл-менеджеров в бизнес-процессы компании.
[ad_2]
Source link