Четверг, 21 ноября

5 методов и 5 инструментов

[ad_1]

От знаний и умений руководителей зависит продуктивность всей организации. Чтобы компания оставалась на плаву, менеджер должен знать обо всех изменениях рынка, владеть современными методами управления и уметь быстро адаптироваться к переменам. Всё это возможно, если организовать регулярное повышение квалификации для лидеров компании.

В статье расскажем, какое обучение должны проходить руководители и как организовать образовательный процесс.

Чему обучать руководителей среднего звена

Руководители среднего звена — это управленцы отделов: маркетинга, по связям с общественностью, службы контроля качества и прочих. В управленческой иерархии они находятся между топами и руководителями нижнего звена или обычными сотрудниками, если компания небольшая.

Программа повышения квалификации руководителей среднего звена прокачивает:

  • Hard skills — знания и умения, которые связаны с конкретным бизнесом или сферой деятельности.
  • Soft skills — личностные качества: коммуникабельность, стрессоустойчивость, тайм-менеджмент и прочие.

Hard skills

Управленцы среднего звена выполняют следующие обязанности:

  • Планируют работу в рамках компетенций своего отдела.
  • Делегируют задачи подчинённым и контролируют их.
  • Мониторят эффективность работы отдела.
  • Отбирают новых сотрудников.
  • Составляют отчёты для топ-менеджеров.

Эти задачи занимают около 80% рабочего времени, поэтому в образовательной программе должны быть такие темы для обучения:

  • Материальное и нематериальное стимулирование сотрудников.
  • Способы повышения продуктивности подчинённых.
  • Планирование работы отдела без простоев и задержек.
  • Эффективные инструменты управления.

В 2019 году логистическая компания «Байкал-Сервис» решила перейти на дистанционное обучение команды, чтобы прокачивать hard skills сотрудников, в том числе менеджеров. При этом в компании хотели не просто складировать учебный материал на сайте, а вовлекать сотрудников в процесс обучения.

Курс Байкал Сервис в iSpring Learn

Переезд в онлайн помог команде «Байкал-Сервис» справиться с такими задачами:

  • Запустить 14 базовых курсов для ввода на каждую должность.
  • Перевести оценку знаний в электронный вид.
  • Позволить новым сотрудникам проходить курсы и получать одинаковые знания независимо от местонахождения.

Soft skills

Чтобы управлять отделом, менеджеру недостаточно досконально знать бизнес или сферу деятельности. Нужно уметь находить выход из форс-мажорных ситуаций, управлять конфликтами в коллективе и оперативно принимать решения в условиях неопределённости. Поэтому важно обучать руководителей компании ещё и «мягким» навыкам: личной эффективности, лидерству, переговорам, взаимодействию с заказчиками и делегированию.

Многопрофильная компания «Макси» — крупный федеральный девелопер, который также занимается розничной и оптовой торговлей. Разнообразие направлений бизнеса и интенсивный темп развития потребовали от команды серьёзной прокачки переговорных навыков. Раньше этим занимались тренеры: дошло до того, что нагрузка на каждого составила 60 тренинговых часов в месяц. Чтобы исправить ситуацию, образовательный процесс перенесли в онлайн.

Спустя два года после внедрения онлайн-курсов в компании говорят о следующих результатах:

  • 90% сотрудников с удовольствием откликаются на предложение повысить квалификацию.
  • Ежемесячно на платформе обучают до 30 руководителей.
  • Компания отслеживает этапы развития каждого сотрудника и собирает кадровый резерв. В итоге 20% вакансий закрывают внутренние специалисты.
  • Компания открывает десятки торговых объектов по всей стране. Без умения эффективно вести переговоры с госучреждениями, подрядчиками и арендаторами такой темп развития был бы невозможен.

Какое обучение должны проходить руководители высшего звена

Высшее руководство компании или топ-менеджеры — это люди, которые управляют организацией. Например, генеральный директор, директор по продажам или директор по маркетингу.

Топы — особая категория с точки зрения повышения квалификации. В кадровой службе не всегда знают, каких навыков не хватает первым лицам компании, какое обучение должен пройти такой руководитель. Но есть стандартные темы обучения руководителей высшего звена, которые актуальны всегда:

  • Планирование и реализация стратегий.
  • Прогнозирование результатов, анализ рисков, поиск новых решений.
  • Тенденции развития рынка, актуальные тренды.
  • Презентация проектов и ведение переговоров.

При организации обучения топ-менеджеров важно учитывать несколько нюансов:

Стандартная программа им не подходит. Нужен индивидуальный план для каждого.

Предпочтительнее активные формы — тренинги, деловые игры и разбор кейсов.

Лимит свободного времени топов ограничен, поэтому многочасовые вебинары и лекции не подойдут. Хорошая альтернатива — микрообучение или мини-курс.

Методы профессионального повышения квалификации для руководителей

Чтобы процесс повышения квалификации руководителей был эффективным, применяют разнообразные методы. Вот 5 самых популярных.

Метод Достоинства Недостатки
Наставничество — метод обучения руководителей, при котором управленец высшего звена делится знаниями с менеджером структурного подразделения.
  • Развитие прямо на рабочем месте.
  • Наставник даёт знания, которые можно сразу применять на практике.
  • Руководитель высшего звена уделяет меньше времени своим основным задачам.
Коучинг — индивидуальное обучение лидеров компании под руководством бизнес-коуча.
  • Развивает личностные качества — учит правильно расставлять приоритеты, понимать себя и свои способности.
  • Учит оперативно решать проблемы.
  • Чтобы быть «в тонусе», работать с коучем нужно постоянно.
Тренинг — групповое занятие, во время которого руководители отрабатывают навыки эффективного взаимодействия с сотрудниками, учатся правильно ставить цели и задачи, управлять временем и ресурсами. Развивает лидерские качества.
  • Участники ищут пути решения проблем самостоятельно, узнают о новых технологиях и инструментах, которые помогут в работе.
  • Теоретическая база на тренинге составляет 10–20% от всего обучения. Остальное время — практика.
  • Ограниченный эффект. Часто участники возвращаются к прежним паттернам поведения, если им не удаётся применять новые навыки в реальной жизни.
Микрообучение — короткие видеоуроки по конкретной теме или проблеме. Продолжительность обучения — не более 15 минут. Знания можно сразу применять на практике.
  • Помогает руководителю разобраться с какой-то ситуацией в максимально сжатые сроки.
  • Короткие уроки легче записывать и обновлять, поэтому в них только актуальная информация.
  • Не подходит для глубокого погружения в тему и для изучения сложных концепций.
Баскет-метод — метод оценки и обучения, который имитирует частые рабочие ситуации. С его помощью определяют, способен ли человек работать с множеством информации и принимать верные решения в нестандартных условиях.
  • Выявляет навыки, которые нужны для перехода на новую должность.
  • Развивает нужные компетенции.
  • Можно проводить одиночные и групповые занятия.
  • Метод требует много ресурсов. Использовать его смогут далеко не все компании.

Чтобы быстрее выводить новые рестораны на плановые показатели, компания «Додо Пицца» выпустила серию онлайн-курсов для управляющих. Компания создала программу обучения «Управление пиццерией» из 13 модулей. Управляющим объясняли, что делать с пиццерией после открытия. Вот несколько примеров модулей:

  • Об истории компании и миссии управляющего.
  • Как пиццерии выпускать вау-продукт: быстро выполнять заказы, готовить вкусно, сохранять уют и чистоту, работать без очередей.
  • Как собрать сильную команду, предотвратить высокую текучесть сотрудников и сделать так, что они были довольны работой.

После каждого модуля управляющий делает домашнее задание. Все задания из реальной практики. Если сотрудник хорошо выполняет домашку, значит, не растеряется и во время настоящей работы.

Онлайн-обучение позволило «Додо Пицце» взращивать сильных руководителей. Кроме того, в компании смогли систематизировать знания — все пиццерии учатся по единым стандартам. Курсы у сотрудников в постоянном доступе, поэтому они могут обращаться к базе знаний каждый раз, когда что-то забывается.

Инструменты для обучения управленческого персонала

Существует множество инструментов для обучения руководителей. Вот 5 самых популярных.

Инструмент Достоинства Недостатки
Видеолекция — максимально простой и понятный способ получить новую информацию. Проходит как в записи, так и в реальном времени. В большинстве случаев спикера не нужно конспектировать — остаётся видео, к которому можно вернуться при необходимости.
  • Обучение проходит сразу множество людей.
  • Сложно сконцентрироваться на выступлении, если спикер не умеет работать с аудиторией.
  • Новое поколение руководителей не умеет долго читать и слушать. Им нужен «быстрый контент».
  • Мало кому из руководителей подойдёт стандартная программа.
Вебинар — мероприятие в онлайн-формате, которое проводится в режиме реального времени. Спикеры выступают перед аудиторией, одновременно показывают презентацию. Слушатели общаются в чате либо задают вопросы в прямом эфире.
  • Охватывает от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.
  • Участвовать в вебинаре максимально просто — достаточно смартфона или компьютера.
  • Привязка к конкретной дате и времени.
  • Как правило, у руководителя нет времени слушать спикера в течение одного-двух часов.
Бенчмаркинговый визит — офлайн или онлайн-посещение компании, которая открыта к обмену опытом. Визиты знакомят как с успешным, так и с провальным опытом.
  • Помогает сравнить собственные методы управления с практикой другой компании.
  • Мало желающих поделиться правилами ведения своего бизнеса.
  • Брать пример с других компаний нужно далеко не всегда.
Дистанционное обучение — учебный портал с книгами, видеоуроками и презентациями. Чтобы изучать материал, у каждого слушателя есть логин и пароль. Руководитель обучения видит по отчётам, сколько времени «ученики» тратят на уроки и какие ошибки допускают.
  • Одновременно учится множество людей.
  • Все учебные материалы хранятся в одном месте.
  • Руководители головного офиса и филиалов обучаются по одной программе.
  • Чтобы управлять учебным порталом и создавать электронные курсы, нужны дополнительные специалисты.
Смешанное обучение — сочетание очного с дистанционным. Слушатели сначала изучают теорию онлайн, а на очной встрече отрабатывают знания на практике.
  • Сотрудники меньше отвлекаются от работы — часть материала изучают дома.
  • Все теоретические материалы хранятся на учебном портале. В любой момент их можно повторить.
  • Сложно объединить два вида обучения так, чтобы они дополняли друг друга.

Компании могут обучать сотрудников в разных городах при помощи различных методов, таких как аудио- и видеолекции, геймификация, практические задания, а также промежуточные и итоговые тесты, диалоговые тренажеры. Эти инструменты вовлекают в обучение и доступны для использования сотрудниками в любое время и на любом устройстве. 

Например, в компании S8 Capital любят эксперименты и в обучении активно используют видео. Это не только лекции, но и целые фильмы, где развитие сюжета зависит от зрителя. Так устроен курс по компетенциям — сотрудник открывает материал и смотрит видеоролики, в которых показаны разные ситуации и варианты их разрешения. Обучаемый должен выбрать правильный вариант.

Особенности обучения руководителей

Повышение квалификации руководителей имеет ряд особенностей. Главная — многие из них не понимают, зачем им учиться. Достучаться до «студента» помогут две техники.

Оценка методом 360 градусов в iSpring Learn

Оценка «360 градусов». Составьте опросник на основании необходимых для работы качеств и должностных обязанностей конкретного руководителя. Предложите менеджеру оценить свои знания, умения и навыки по десятибалльной шкале. Такой же опросник раздайте его подчинённым и руководителю высшего звена. Разница в оценке — то, над чем надо работать.

Диалоговый тренажёр в iSpring Suite

Бизнес-игра. Организуйте деловую игру, которая максимально напоминает рабочую ситуацию. Это позволит менеджеру получить фидбэк на свои компетенции, увидеть слабые стороны, задуматься о повышении квалификации.

После того как до управленца удалось достучаться, можно приступать к обучению. Система обучения руководителей компании состоит из трёх этапов:

  1. Анализируем и систематизируем знания, которые есть у менеджера. Выясняем, как он их использует для достижения стратегических целей.
  2. Решаем, каких знаний не хватает, и выбираем темы для обучения.
  3. Учим менеджера приёмам и методам эффективного руководства, в том числе тайм-менеджменту и управлению стрессом.

Розничная сеть компании Xiaomi в России насчитывает более 60 точек от Калининграда до Владивостока, в штате 300+ сотрудников. Компания обучает в онлайне разных специалистов: продавцов розницы, управляющих и руководителей групп магазинов.

Онлайн-курсы составляют 90% от всего обучения сотрудников. Для руководителей групп магазинов оставили смешанный формат: дистанционное обучение и очная форма. Это связано со спецификой деятельности директоров магазинов: они формируют отношение к компании в целом и отвечают за результат, поэтому важно как можно больше контактировать с ними лично.

Как организовать обучение руководителей и топ-менеджеров

Современные лидеры компаний ценят простоту и скорость подачи информации, практическую пользу от занятий. Важное условие — наличие мобильного приложения, чтобы учиться в собственном темпе и по своему расписанию. Всё это возможно с iSpring Learn.

Интерфейс iSpring Learn

Платформа предоставляет бесплатный демодоступ на 14 дней. Это позволяет опробовать все функции и подобрать удобный формат обучения для вашей компании.

Примеры задач, которые решает iSpring Learn:

Обучать руководителей всех структурных подразделений. «Университет Додо Пиццы» одновременно повышает квалификацию 320 управляющих по всей стране.

Проходить обучение по единой программе. В розничной сети Elis 135 магазинов. Как только в рабочих инструкциях что-то меняется, руководители точек продаж сразу об этом узнают.

Включать в программу разные форматы и делать это быстро. Организатор детского отдыха «МосГорТур» перенёс свои курсы на платформу iSpring Learn в течение часа.

Разбивать программу корпоративного обучения на мини-направления. С 2015 года казахский оператор сотовой связи Kcell создал на платформе 150 таких курсов.

Мониторить, как сотрудники проходят обучение. На Атырауском нефтеперерабатывающем заводе свели к нулю несчастные случаи — и всё благодаря контролю занятий по технике безопасности.

Проверять знания руководителей. После каждого модуля управляющий «Додо Пиццы» выполняет задания, которые встречаются в реальной работе.

Учиться в любом месте и в любое время. Капитаны кораблей повышают свою квалификацию при Государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова прямо в рейсах.

Учиться интересно благодаря геймификации. В Академии «БлинБери» сотрудники получают бейджи за то, что прошли сложный урок или закончили все курсы. Это влияет на мотивацию и вовлекает сотрудников в обучение.

Избегать стресса. Во «ВкусВилле» отмечают: раньше повышение квалификации было похоже на экзамен — люди волновались и из-за этого усваивали информацию с трудом. Тесты на платформе iSpring Learn снизили уровень напряжения.

Сокращать траты на обучение. Бренд спецтехники «ЧЕТРА» на обучение одного сотрудника тратил 50 000 ₽ и около 6 млн ₽ на тренинги. Благодаря iSpring Learn удалось снизить общую стоимость обучения с 16 до 3 млн ₽ в год.

Встраивать процесс обучения в работу руководителей. В сервисе автозаймов CarMoney комфортно интегрировали обучение мидл-менеджеров в бизнес-процессы компании.

[ad_2]

Source link